Информация о произведениях, которые прозвучат в концерте "Из вечности музыка вдруг раздалась...". Часть 4. Джоаккино Россини Маленькая торжественная месса.

11 октября 2023

20 октября Камчатская хоровая капелла им. Е. Морозова представит свою новую программу.
В преддверии концерта мы предлагаем вам познакомиться с информацией о произведениях, которые будут звучать 20 октября на сцене концертного зала «Октябрьский». Часть 4. Джоаккино Россини Маленькая торжественная месса.
 
«Она не мала и не торжественна, и не слишком месса» - Наполеон III
 
Во втором отделении концерта зрители услышат фрагменты одного из ярчайших сочинений зарубежной духовной музыки - "Маленькой торжественной мессы" великого итальянского оперного композитора XIX века Джоакино Россини. Композитор в течение своей жизни писал в первую очередь комические оперы, благодаря которым и снискал европейскую и мировую славу. Это же произведение интересно тем, что по своему музыкальному языку оно очень необычно для традиций западноевропейской духовной музыки.
 
К 37 годам Джоаккино Россини называли «итальянским Моцартом», он являлся признанным мастером оперы-буфф, при этом, в расцвете сил и славы он прекращает оперную деятельность и до конца жизни (76 лет) он лишь два значимых произведения, принадлежащих жанру духовной музыки. Это Stabet Mater и Маленькая торжественная месса.
 
Свой последний шедевр Россини пишет в загородном доме в предместье Парижа Пасси. На полях опуса Россини указывает, что месса создана для исполнения в этих местах.Более того, будучи весьма ироничным человеком Россини там же, на полях нотного текста пишет: «Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или проклятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души – всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай».
 
Первая версия Маленькой торжественной мессы создана для камерного состава исполнителей. Россини пишет мессу для двенадцати человек – по числу апостолов: восемь из них поют хоровые партии, четверо – сопрано, меццо, тенор и баритон – солируют.
 
Россини придавал большое значение камерному звучанию своей мессы. Вот еще одна заметка на полях партитуры: «Двенадцати певцов трех полов — мужчин, женщин и кастратов — будет достаточно для ее исполнения. Из них восемь для хора, четверо для сольных партий, итого двенадцать херувимов. Бог простит мне следующее сравнение. Апостолов тоже было двенадцать на той знаменитой трапезе, которую Леонардо изобразил на фреске, называющейся „Тайная вечеря“. Кто бы мог поверить! Среди Твоих учеников есть такие, которые берут фальшивые ноты! Господи, успокойся, я утверждаю, что на моем завтраке не будет Иуды и что мои ученики будут верно и „con amore“ петь Тебе хвалу и это маленькое сочинение...»
 
Поразительно, что в своем последнем сочинении композитор отказывается от богатых возможностей оркестра. Инструментальное сопровождение мессы ведут рояль и фисгармония, партии которых дублируют друг друга. Все краски, все настроения он выражает тембрами хора и солистов.
 
В 1866—1867 гг. Россини все же оркестровал свою мессу — по собственному признанию композитора, из опасений, что это сделают за него и не в соответствии с его собственным вкусом:
«Как только найдут её в моём наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист! Вот потому я и занимаюсь тем, что пишу к моим хорам и ариям сопровождение в органной манере, то есть для струнного квартета и нескольких скромно выступающих духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов».
 
При всей едкости острот автора, музыка мессы весьма глубокая и серьезная. Открывающее мессу величавая «Kyrie eleison» с тонким полифоническим кружевом среднего раздела («Christe eleison»), торжественные хоровые фрески в «Gloria», «Credo», «Et resurrexit», акапелльный «Sanctus» в манере «старых мастеров», масштабные двойные фуги «Cum sancto Spiritu» и «Et vitam» демонстрируют мастерство полифонии и владение хоровым письмом, редкие для итальянских композиторов XIX века. В мессе соседствуют хоровые фуги и другие полифонические эпизоды, в том числе а капелла, напоминающие строгий стиль Палестрины с типичными Россиниевскими оперными ариями и ансамблями.
 
Структура произведения основана на традиционном тексте католической мессы. Месса стоится по кантатному типу: вторая и третья части делятся на отдельные номера. В концерт включены
I часть. Kyrie (Господи, помилуй)
II часть. Gloria (Слава в вышних Богу)
- Qum Sancto Spiritu (Со Святым Духом)
V часть. Sanctus (Свят Господь Бог Саваоф)
 
Прекрасное произведение Россини не могли исполнять на мессах в церкви из-за участия женщин, но для концертного исполнения это великолепная возможность несения слова Божия и постижения блестящего стиля великого композитора!