Информация о произведениях, которые прозвучат в концерте "Из вечности музыка вдруг раздалась...". Часть 1 Сергей Танеев цикл 12 хоров на стихи Якова Полонского ор.27.
11 октября 2023
20 октября Камчатская хоровая капелла им. Е. Морозова представит свою новую программу.
В преддверии концерта мы предлагаем вам познакомиться с информацией о произведениях, которые будут звучать 20 октября на сцене концертного зала «Октябрьский». Часть 1. Сергей Танеев цикл 12 хоров на стихи Якова Полонского ор.27.
Конец XIX и начало XX века для русской музыки были порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, всеобщей переоценки ценностей, пересмотра многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Яркими представителями русской хоровой музыки рубежа XIX-XX веков являются Сергей Танеев и Виктор Калинников, творчеству которых посвящено первое отделение концерта.
«Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, чтобы он не делал, он делал только хорошо», - так писал С.В. Рахманинов о выдающемся русском композиторе, мастере светской хоровой полифонии Сергее Танееве.
Цикл «Двенадцать хоров a’cappella для смешанных голосов» op. 27 на стихи Якова Полонского, созданный в 1909 году, – признанная вершина хорового письма Танеева. Композитор был весьма избирателен в выборе текстов для хора; обращая свое внимание на творения лучших русских поэтов – А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Тютчева, А. Бальмонта, В. Хомякова. К поэзии Якова Полонского, c характерной для нее силой непосредственного задушевного лиризма, Танеев обращался не раз, привлеченный содержательностью, склонностью к философичности, любви к природе, поэтичности образов его стихотворных тектов. Том Полного собрания сочинений Я. Полонского испещрён карандашными пометками Танеева, который намечал контрастное сопоставление содержательно-образных слоев поэзии, продумывал музыкальные закономерности хорового или романсового воплощения. Почти все свои хоровые произведения Танеев посвящал тому или другому исполнительскому коллективу, соответственно цикл «12 хоров на стихи Я. Полонского» был написан для хора Московских Пречистенских курсов для рабочих. Стоит отметить, что исполнение полного цикла любительскому хору оказалось не под силу, зато коллекция академической музыки пополнилась настоящей жемчужиной хорового письма.
Цикл подразделяется на три тетради. В исполнении Камчатской хоровой капеллы им. Евгения Морозова нам предстоит услышать 4 хора первой тетради:
- «На могиле»
- «Вечер»
- «Развалину башни, жилище орла...»
- «Посмотри, какая мгла...»
Хоровые пьесы первой тетради отличаются относительной простотой, прозрачностью выразительных средств, создающих при этом яркие, практически картинные эффекты. Избранные композитором темп, метроритм, переменный размер, штрихи, подголосочная полифония достигают исключительной точности и красочности музыкального воплощения образов Полонского. Так в хоре «Вечер» композитор тонко изображает пленительную красоту южного вечера, отблески вечерней зари, отражённые в росинках, затихающий звон бубенчиков, покачивание морской пены у берега. При этом мы можем говорить скорее о создании настроения, рожденного созерцанием природы.
Работая над музыкальной формой, Танеев углубляет, переосмысливает текст, иногда повторяет первые строки стихотворения в середине или в конце хоров («На могиле», «Развалину башни...» «Посмотри какая мгла»), дополнительно притягивая внимание слушателя. При постоении миницикла каждой хоровой тетради Танеев опирается на принципы контрастного сопоставления. Так, хоры «Вечер» и «Посмотри, какая мгла», выдержанные каждый в одном темпе и не содержащие внутренних контрастов обрамляют картину «Развалину башни...», с неоднократной сменой образов, темпов, метров, тональностей.
В хорах ор.27 Танеев широко использует колоссальные возможности мелодико-полифонических комбинаций в многоголосном хоре и доводит технику хорового письма до виртуозности. В письме П.И. Чайковскому Сергей Танеев отмечал: «…Контрапунктические «хитрости» не мешают музыке быть привлекательной для слушателей и производить на них впечатление… и могут служить для целей вполне художественных… Контрапунктический способ писания не делает музыку скучной и сухою…». В хоровой фактуре ор.27 характерно преобладание контрапунктических средств выражения над гармоническими. Аккордовое сложение здесь встречается довольно редко, это скорее сплетение хоровых голосов в некие звуковые комплексы, разграничивающие полифонические моменты.
Яркость музыкальных образов, монументальность формы, изумительное владение хоровыми красками, полифоническое мастерство при большой глубине содержания, нередко достигающей философской обобщенности, — все это определило громадное историко-стилистическое и художественное значение произведений Танеева для хора a capella.